Древние рецепты аюрведы
ИЗ ВЕКА В ВЕК
Аюрведа - древнейшая, основанная на холистическом под ходе система медицинских знаний, рассматривающая человека как взаимосвязь духовных и физических характеристик. Существующая уже около 6000 лет, она стала идеологической основой для большинства медицинских систем мира. В отличие от современной медицины Аюрведа направлена не на лечение заболеваний, а в первую очередь на их профилактику, омоложение организма и увеличение продолжительности жизни. Согласно аюрведе, человек, как и все в мире, состоит из пяти элементов - огонь, вода, земля, воздух и эфир. Их взаимодействие обеспечивается за счет сочетания трех форм биологической энергии в организме, называемых дошами. Это vata, pitta и kapha. Их динамическое равновесие, основанное на гармоничном состоянии души, обеспечивает оптимальную работу всех физиологических систем организма. Основа профилактики и лечения заболеваний - лекарственные и косметические средства на основе натуральных компонентов, рецептуры которых отшлифованы несколькими тысячелетиями, специальная диета, йога, массаж, медитативные техники, дыхательная гимнастика, арома-, звуко-, цветотерапия, встречи с наставниками и др.
ИНДИЙСКИЕ МОТИВЫ
Для народов Индии и ряда стран Азии аюрведическая косметика уже несколько тысячелетий является частью не только медицины и косметологии, но и культуры в целом. Ее производством занимаются индийские компании Shahnaz Herbals, Biotique, Himalaya, Lotus Herbals, Naturence, Ayur и другие.
Принцессу Шахназ Хусейн (Shahnaz Husein) часто называют Хеленой Рубинштейн (Helena Rubinstein) Азии. В 1970 году Шахназ обнародовала древние рецепты своей семьи и занялась производством средств по уходу за кожей лица, тела и декоративной косметики. Сегодня фирма Shahnaz Herbals занимает основную долю индийского рынка косметической продукции с растительными ингредиентами и около 80% в категории салонной косметики. Ее средства можно увидеть в известных салонах Лондона, Парижа, Японии и других стран. В собственности Shahnaz Herbals более 600 исследовательских и оздоровительных аюрведических институтов в Индии и за ее пределами.
Марка Lotus компании Lotus Herbals появилась в 1993 году. Сегодня в Индии ей принадлежит около 20% сегмента косметики с растительными экстрактами класса премиум. Доля экспорта в общем обороте производителя - 35% (порядка 4 млн долларов).
Индийская аюрведическая серия Kama Ayurveda продается в Америке, Сингапуре, Великобритании - в известной розничной сети Body Shop.
Производители из других стран не замедлили подхватить перспективное направление. Сегодня аюрведическую косметику предлагает, например, международная фирма Body Bliss. В ее ассортименте массажное масло, лосьон для тела, крем для лица, твердое мыло для кожи типов Vata, Pitta и Kapha. Компания NaturalCosmetics сегментирует продукцию по этому же принципу, предлагая линии из восьми средств для полноценного ежедневного ухода за кожей лица разных типов.
СЕГОДНЯ И В РОССИИ
Впервые аюрведическую косметику российскому потребителю предложила компания «Аюрведа плюс», созданная в Санкт-Петербурге в 1998 году последователями Веданты. Сегодня она имеет трех поставщиков аюрведической продукции из Индии. Во-первых, «Аюрведа плюс» - эксклюзивный представитель фирмы Shahnaz Herbals в России, странах СНГ и Европе. На российском рынке предлагается несколько линий, в том числе «Шахназ» для ухода за кожей разных типов, «Шаним» с экстрактом нима, мужская серия «Шамен», а также «Магия цветов», «Овощная», «Гималайские травы» и «Медовая». «Потребители уже оценили качество «Жемчужной» и «Золотой» серий. Одно из перспективных направлений - косметика с содержанием драгоценных камней. В ближайшее время в России появятся линии «Топаз», «Рубин», «Сапфир», «Изумруд» и «Бриллиантовая». Стоит отметить также новые линии «Кислородную» и «Ароматерапия», -говорит Ирина Моматкова, ведущий косметолог московского отделения компании «Аюрведа плюс». (Цена одного наименования в среднем составляет около 400-500 рублей.) В числе креативных разработок, представленных компанией Shahnaz Herbals на мировом рынке, - «Звездная серия» для летчиков и космонавтов, линия «Для гольфа», косметика для домашних животных.
Второй партнер - фирма Dabur, более ста лет специализирующаяся на производстве аюрведических лекарственных препаратов и биологически активных пищевых добавок. Одно из самых популярных средств - «Чаванпраш». Есть в ее ассортименте и косметические средства. Стоит отметить, например, линию по уходу за волосами Vatika и средства для гигиены полости рта - зубную пасту и порошок Dabur Red, линию зубной пасты Dr. Burman. Научно-исследовательский центр фирмы разработал более 500 наименований продукции, соответствующей стандартам ISO 9002. Производитель имеет собственные плантации редких лекарственных растений.
Третий партнер «Аюрведы плюс» - компания Biotique, с 1992 года специализирующаяся на производстве аюрведической лечебной и декоративной косметики, массажного и ароматического масла, чая и пищевых добавок. В Россию поставляется серия Biotiqe по уходу за кожей лица и волосами. Она представляет собой программы для решения различных проблем. Ориентировочная цена средства - около 200-300 рублей.
«Аюрведа плюс» принципиально отрицает распространение аюрведической продукции через розничные каналы. «Прямые продажи - условие заключения контракта с индийскими поставщиками. Мы считаем, что при покупке и в процессе использования косметики с лечебным эффектом люди должны обязательно иметь возможность получить консультацию специалиста. Мы уже имеем более 40 представительств в России и СНГ. Ежегодный рост - порядка 50% в натуральном выражении. Отбором новой продукции, проведением клинических испытаний и внедрением препаратов в систему российского здравоохранения занимается Ученый совет при компании. В его составе - одиннадцать докторов и два кандидата медицинских наук», - поясняет И. Моматкова.
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ
России аюрведическая косметика пока является нишевым направлением. Но если присмотреться, то круг целевой аудитории достаточно широк.
И. Моматкова говорит: «Мы делаем акцент на холистическом подходе. Поясняем, что именно он обеспечивает максимальную эффективность. Конечно, есть люди, которые ограничиваются лишь косметическими средствами, но многие выбирают комплексный подход - обращаются к биодобавкам, посещают занятия йогой, медитируют и др. Есть разные мотивы, побуждающие людей к использованию аюрведической косметики. Одни хотят решить проблемы, связанные со здоровьем кожи, другие - заняться профилактикой ее старения. Многих привлекает то, что рецептуры базируются на натуральных компонентах и имеют минимум консервантов, причем только официально признанные безопасными метил- и пропилпарабен. Часть покупателей пришла к аюрведической косметике через интерес к культуре и религии Индии. Кто-то начал с использования медитативных техник, занятий йогой, а косметика стала следующим шагом. Еще одна группа - люди, которые лояльны к опыту древних врачевателей». В соответствии с приказом Министерства здравоохранения России аюрведа отнесена к традиционным методикам оздоровления и при наличии у целителя или врача соответствующей лицензии может применяться в лечебной практике. Пока в России нет аюрведических образовательных и научных учреждений. Однако стратегия работы компании «Аюрведа плюс» направлена на восполнение этого пробела. И ряд шагов уже сделан. Так, в конце 2004 года в Санкт-Петербурге открыт первый Аюрведический центр красоты и здоровья. В ближайших планах - создание академии аюрведической медицины при участии индийских специалистов.
Возможно, со временем аюрведическая косметика из нишевого направления перерастет в массовое и завоюет серьезные позиции на российском рынке.
|